Закрыть ... [X]

Скрытые цитаты в произведениях

Вопрос 3.2. В произведениях М.Щербакова множество скрытых цитат. Как Вы думаете - какова роль этих цитат для М.Щербакова и для Вас?

Дмитрий
Они крайне необходимы нам обоим.

Владимир Смирнов
Для Щербакова - не знаю, т.к. понять психологию столь творческого человека сложно. (Комментарий Бориса Жукова: Не скажите - многим (см. другие ответы на этот вопрос) это проще простого :-) :-( )
Он уверяет, что его песни произрастают из некоего пространства литературы ("внеязыковая реальность меня не интересует") - тогда естественно, что там куча цитат: они, цитаты - важные обьекты этого языкового пространства.
Для меня - ну, интересно их находить и обдумывать... вот, "Словарь заморских слов" пишем под моей редакцией :)

Виктор Шнейдер
Иногда, как в "Glasperlspiel", проще указать на источник, известный слушателям, чем "танцевать от печки", объясняя заново - в тесном пространстве песни - нечто известное ("Я персонаж Брет-Гартовский", и ясно, кто таков), но иногда трудно отделаться от впечатления, что "оне хочут показать свою ученость и поэтому все время говорят о непонятном" (так, скажем, мне кажется просто невежливым применение иностранных слов, будь то "Glasperlspiel" или "etoile" в кругу людей, не гарантированно эти слова понимающих, да и неоправданным). Без влияния постмодернистской моды тут, конечно, не обошлось; без желания отделить прямо с порога "тех, кто понимает" - тоже (но тут закралась ошибка: "знают" и "понимают" не всегда одни и те же). Состязание со слушателем в эрудированности идет в одни ворота, и мне неясно, почему может забавлять автора. Бывает, но реже всего, и применение цитат "по делу", потому что "умри, Денис - лучше не скажешь" (на данную тему).

Елена Трояновская
Есть такое понятие, как постмодернизм. В частности его можно рассматривать, как вбирание автором всей человеческой культуры, накопившейся к моменту создания им произведения. В частности, одной из отличительных особенностей постмодернизма является обилие скрытых цитат. (Комментарий Бориса Жукова: "Нельзя стать постмодернистом, не освоив всех богатств человеческой культуры предшествующих веков" (по В. И. Ленину, с незначительными изменениями) :-). О том, можно ли считать обилие скрытых цитат признаком постмодернизма, я попытался сказать в собственном ответе на вопрос 4.1. Но главное - "ах, если бы они грешили только этим, я кой бы как привык к смердящу чубуку!" (© Ю. Ким).)

Елена Коротеева
Что Щербаков думает по этому поводу мне, естественно, неизвестно. Но бытуют следующие версии недоброжелателей: "Строит из себя слишком умного", "Ему лишь бы загадки загадывать", "В слова играет". Что до меня, то я люблю разгадывать умные загадки, потому скрытые цитаты в Щербакове люблю.

Константин Семенов
Узнанная цитата, как старый друг - всегда приятно встретиться. И автору, и зрителю.

Елена Михайловна
Цитирование - это очень мощный прием. Цитата порождает цепь ассоциаций, сближает автора и слушателя (читателя) общностью знаний и переживаний.

Мкк
... Приветствую интеллектуальное баловство во всем богатстве его проявления. ... Волшебство узнавания - самоценный кайф. Думаешь: "Ух, какой я умный!!!" Нет, если серьезно, то конечно роль у этих цитат имеется, они вскрывают дополнительные пласты ассоциаций и делают текст автора еще богаче, многомернее ...

Наталия Флёрова
За Щербакова отвечать никак не могу - а за себя попробую. Ненароком извлечь такую цитату доставляет большое удовольствие: во-первых, оно сродни удовольствию от разгадывания загадки, во-вторых, возникает чувство посвященности и приобщенности - вот, мол, у нас всех, кто это понял, общие корни, прошлое и что бы там ни было - это завсегда приятно. В-третьих - в нашу эпоху телеящика, боевиков и прочей дряни куда как приятно вспомнить, что помимо всей этой мути была когда-то культура, литература, философская мысль, да и на наш век кой-чего осталось...

Лидия Воскресенская
Цитаты - это отсылка слушателей к тому времени, к той эпохе, к тому стихотворению. Чтобы лучше понять песню, осмыслить стихотворение, попасть в ТУ атмосферу. ...

Игорь Белый
Поддержать общий культурный уровень. Нечто вроде напоминания самому себе: а вот эту фразу сказал такой-то рыцарь духа, теперь уж не забуду.

Анета
Я думаю, что Щербаков не вставляет их в песни специально - они появляются там естественно. Для него это образы, категории, которыми он думает - если хотите, язык на котором он говорит. И было бы странно, если бы в песнях было как-то иначе. Для слушателя эти цитаты - то, что это именно цитаты, что можно выяснить откуда это, узнать/вспомнить или прочитать, помогает понять смысл песни, контекст, который подразумевал автор.

Илья Тимаков
В этом вообще нет ничего необычного или выделяющего именно Щербакова. Если какие-то произведения, строчки, фильмы произвели впечатление на Щербакова, то неудивительно, что это впечатление (именно оно, а не сами произведения и т.д.) встраивается им в песни. Оно просто стало для него частью окружающего мира.

Владимир Медведев
Специальной роли, думаю, он им не отводит, и уж тем более нарочно не старается вставлять. Скрытые цитаты возникают в основном из-за особого способа художественного мышления и богатого читательского опыта. Мне цитаты интересны - особенно, если удается самому их раскрывать. Что касается цитат, в том числе скрытых, то, на мой взгляд, для восприятия песен вовсе не обязательно знать конкретно, откуда та или иная цитата - так же, как и при рассматривании росписи старинного собора можно точно не знать библейскую историю. Но это знание обычно обогащает впечатление. Щербаков, по-моему, вовсе не играет со слушателями "в угадайку". Как он заметил на одном из последних концертов, по прошествии некоторого времени перестаешь отличать собственную мысль от где-то вычитанной, и она становится частью твоего мышления, твоей картины мира.

Борис Жуков
Валентин Катаев писал в одной из своих поздних вещей что-то вроде того, что хорошая литература - такая же часть этого мира, как небо, солнце, земля, трава, дома и т.п., и что нельзя писать что-то об этом мире, вовсе не упоминая о ней. Я думаю, с ролью и предназначением каждой из используемых Щербаковым цитат надо разбираться отдельно. И даже с тем, цитата это или нет - Щербаков, например, утверждает, что впервые прочел "Меркнут знаки зодиака..." уже после того, как сочинил "Колыбельную".

Олег Городецкий
Для Щербакова это, с одной стороны, некий вид спорта, а с другой стороны, очередной языковой изыск, способ играть уже созданными ранее конструкциями. Кроме того, любая цитата обозначает гораздо больше, чем в ней сказано. Она обозначает некое пространство, отсылает к цитируемому произведению в целом (Комментарий Бориса Жукова: Да, это очень верно. Цитата - не картинка на стене комнаты, а дверь, ведущая за ее пределы.), что вносит новый смысл в текст. Лично я стараюсь это так и воспринимать.

Анна Гонтарь
Мне хочется думать, что для Щербакова они (цитаты) столь же органичны, как для нас цитаты из его песен.

Сюзанна (из письма в Фан-клуб):
Кажется, обсуждение перешло в принципиальную плоскость: является ли творчество Щербакова собранием цитат из всего окружающего мира или же, напротив, весь окружающий мир является одной развёрнутой цитатой из Щербакова?
В свете одной из статей, имеющихся на сайте, говорящей, что последовательный романтизм должен ещё быстрее приходить к солипсизму, нежели последовательный реализм (по Пелевину-Витгенштейну), можно принять последнюю версию - и тогда, если уж быть действительно последовательными, мы с вами также существуем исключительно в сознании Михаила Константиновича, вследствие чего совершенно неудивительно, что нам на каждом шагу попадаются цитаты из него - мы сами, в таком случае, цитаты оттуда же, детали той же, цветной и наглядной вполне, картины мира. Для чего мы ему нужны - в качестве слушателей? Для завершенности композиции?
"Он трудился не для потомства, даже не для Бога, чьи литературные вкусы были ему неведомы. Недвижный, затаившийся, он прилежно строил свой незримый совершенный лабиринт..." (Борхес, "Тайное чудо")
P.S. А если абсолютно серьёзно, когда я в первый раз услышала - ещё довольно ранние - песни, мне показалось, что это было ВСЕГДА. То ли оттого, что это так хорошо, то ли по причине вышеприведённой.

Комментарий Бориса Жукова:
Кажется, по крайней мере, никто не возражает против обильного использования Щербаковым цитат (и то сказать - без них это уже был бы не Щербаков). Самая выраженная претензия (в ответе Шнейдера) порождена не самим явлением, а некоторыми частными случаями)


Источник: http://www.blackalpinist.com/scherbakov/SCH2/302-e.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Цитаты про скрытность / Цитаты / Цитаты. Высказывания. Афоризмы Цитаты о подготовке к школе



Скрытые цитаты в произведениях Реминисценция, аллюзия, цитата (Энциклопедия К2) / Проза. ру
Скрытые цитаты в произведениях Функции цитат и аллюзий в литературном творчестве
Скрытые цитаты в произведениях Интертекст. Семантическая функция скрытой цитаты
Скрытые цитаты в произведениях 25 самых популярных цитат из знаменитых книг
Скрытые цитаты в произведениях Цитаты в художественных произведениях
Скрытые цитаты в произведениях Разные цитаты из книг
Скрытые цитаты в произведениях Лучшие цитаты
РАЗДЕЛ II Более 25 лучших идей на тему «Мужской свитер» только на Вазочки крючком со схемами, вазочки ажурные и для Вязание спицами для мужчин модные модели с описанием Женский трикотаж оптом из Иваново от производителя Шарлиз Как из cd магнитолы сделать usb Как сделать шампунь своими руками Мастер-класс Банный халатик для девочки из

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ